Таам
Краткое описание. как было 1000 лет назад

Таам располагается на равнинах, которые ближе к границам с землями драконов переходят в скалы и горные перевалы. По названию главного города все остальные земли так же прозваны Таамскими, а правят на них исконно демоны войны, впрочем, кроме демонов на землях проживают люди и поселенцы из других княжеств. Общая численность жителей Таама является военной тайной.

Самым большим поселением является город Таам, который является полувоенным поселением при Таамской крепости, именно в городе сосредоточено  управление землями и торговля, все суды и межевые конторы. В городе невероятное количество оружейных лавок, где любой воин может купить всяческое оружие, договориться и оставить заказ для кузнецов, приобрести себе кольчугу тончайшей работы и непревзойденной прочности, шлем  и все, что угодно его солдатской душе. Отдельное место в городе занимает «конный рынок» - куда степняки пригоняют лошадей на продажу и обмен, договариваются о разведении. Здесь продают и меняют в основном боевых и походных лошадей, ибо мало кто в Таамских землях занимается земледелием и много кто – войной. Торгуют украшениями из лавы, добычей из походов, и прочим, что в избытке есть на любом рынке, кроме одного – овощей  и ягод, дерева. Все это привозиться издалека и расхватывается мгновенно или аристократией или выкупается владельцами земель. Ягоды и овощи – роскошь в степи, где мясо едят на первое, на второе и просто вприкуску. Блюд из мяса в Тааме знают множество, начиная от походной «сушенки с рябиной», заканчивая самыми изысканными. А немногочисленные сады и пашни не обеспечивают полной потребности в овощах и пшенице, лишь растут в избытке дыни и тыквы.  В другие же княжества продают оружие и лошадей, а так же уходят наниматься военные дружины к другим правителям, но при первом же приказе Главы Дома Войны они обязаны вернуться под знамена Таама. Нет в Тааме лишь одного вида торговли – рынка рабов. Этот товар не ценится в степи, ибо жители Таамских равнин свободолюбивы и убеждены, что раб работать хорошо не будет. Обращение с военнопленными же таково, что многие из них остаются в землях Дома  Войны.  Привечают в Тааме всегда лекарей, мастеров оружейных дел, разных изобретателей и кузнецов, всех, кто думает головой и делает руками, а не магией. Одно из самых распространенных ругательств – «колдун безрукий».
Остальные поселения земель немногочисленны и больше напоминают кочевые станы, чем деревни, ибо жители занимаются скотоводством и войной и в мирное время переходят вслед за стадами. Лишь немногие деревушки, занимающиеся землей, живут оседло и спокойно.
Любой степняк независимо от расы и племени, мужского пола, с ранних лет учится владеть оружием и править лошадью, ибо вся жизнь построена вокруг войны, а если время мирное – то это означает, что есть время выращивать воинов. Даже новорожденному в колыбельку кладут крохотный мечик, чтобы рос сильным и смелым. Все сказки и легенды, все песни  и сказания –  о войне и о славе, что приносит сражение. Мать без слез отпустит сына в битву, зная, что он вернется героем, живым или мертвым.  Самое страшное для мужчины – умереть в собственной постели от немощи и болезни, поэтому старики всегда готовы уйти в свой последний бой и можно быть уверенными, с ними в смерть уйдет немало врагов. Хоронят же мертвых, тех кто пал в бою,  в курганах, что насыпают в священной Долине предков, а тех, кто умер своей смертью и незнатных женщин – просто зарывают в землю. В курган погибшему кладут все его оружие, кольчуги, коня и утварь, что понадобится ему в загробном мире. В таких курганах немало сокровищ, но грабить их не решается даже безумец – духи павших страшно покарают вора.  Кроме того, в долину предков ездят те, у кого болит душа или кто нуждается в том, чтобы принять важное решение – именно там можно помолиться, спросит совета у самого себя и просто молча подумать. Чужак никогда не найдет дорогу в долину, как бы точна была карта, а местный житель лучше умрет, чем проведет туда. Даже самая щедрая плата не способна убедить предать предков.
В Тааме нет официальных цервей и епископств Ордена, что так распространены на других землях,  а любому проповеднику «мажьей религии» рассмеются в лицо.   Но верят шаманам и лекарям, даже демоны и те иногда обращаются к человеческим шаманам, впрочем, в Тааме не принято подчеркивать происхождение – в бою все равно окажешься на одной линии.

Ближайшие соседи Таама  - Дом Драконов, отношения с драконами нейтрально-соседские, впрочем, таамцы всегда рады подколоть крылатых шуткой, хотя достаточно драконов живет и в Тааме, кто вступил в брак, кто просто поселился на равнине. Когда-то давно меж двумя княжествами шла войны, о них  остались песни и сказания, немало погибло мужчин с обоих сторон и пограничный пост всегда охраняется воинами. В Тааме всегда помнят о том, что у драконов мирный договор с эльфами, которые любят магов. Воевать же сейчас меж собой не хочется никому, как бы не были воинственны жители равнины, а на соседей переть войной – не дело, во-первых, по своей же земле топать, а во-вторых, эти летающие ящеры неприступны с воздуха, летать даже Финнгейр пока не выучились. Да и толку-то? Одно дело – эльфы да Сайтэ, где и пограбить и разгуляться есть где, а другое – скалы, по которым нужно карабкаться, а из добычи – камни необработанные драгоценные. Лучше пусть драконы продают их ушастым, а те сделают из них поделки да украшения, которые хорошо смотрятся на шейках да ручках чернокосых степных красавиц. Однако торгуют и в обе стороны – из Таама в Дракос везут оружие, перепродают ткани и «роскошь» с княжества Смерти, покупают самоцветы. Частенько в тавернах и трактирах Таама поговаривают за кружкой эля о том, что неплохо бы объединиться с драконами. Крылья Дракоса и мечи Таама  степи могут покорить остальные княжества и если бы крылатые не были бы такими увальнями и лентяями, то давно бы сообразили уже. Стоит упомянуть и о том, что из-за вспыльчивости обоих народов нередки драки в трактирах, стоит лишь кому-то задеть собеседника покрепче.

С западной же стороны Таам граничит с землями Дома Похоти и любое упоминание о Ламире вызывает у кого из жителей степи пошлую ухмылку, а у кого воспоминания о тамошних борделях и горячих шлюхах. Если уж в какой казарме или у костра зайдет разговор о Доме Похоти, то отсылают прочь и женщин и подростков. А стоит торговцу из Ламира поставить свою лавку на площади Таама, то не избежать бедняге расспросов и подколок, особенно если товар для утех. Берут его неохотно, заради любопытства и шутки, подарить соседу к примеру. А уж про главу Дома Похоти и вовсе легенды ходят, но вслух их сказывают в чисто мужской компании. Хотя, если кучка женщин у колодца заговорит о господине  Айшма и его демонах – то и полковая лошадь покраснеет от смущения да бабских мечтаний.  А руками при этом женщины разводят едва ли не на длину древка сулицы.
Торгует Таам с Ламиром все тем же – воинским добром да лошадьми, а покупает оттуда  хмель и зерно, ткани ценные и забавные безделушки для женщин, из хмеля варят лучшее во всех княжествах пиво, а зерно делят – на то же пиво и на хлеб, едва ли не поровну.
Так же связан Таам с Ламиром и еще одним делом – именно там зарабатывают деньги для Таама и себя наемные дружины, охраняя Ламир и лично главу Дома, но верны они все равно роду Финнгейр. Айшма же щедро платит за службу.

Откровенно враждебны таамцы к «срединному» княжеству, чья столица цветущий Сайтэ. Власть местного князя они признавать отказываются, а маги и вовсе вызывают ненависть одним своим существованием, считаются обманщиками. Да родовая вражда глав дома с мажьим цехом – не шутка, а после плена младшего сына Стейнара  Финнгейра, ставшего главой дома Войны, после смерти отца и брата, и вовсе говорят о войне. 

Когда таамцы говорят меж собой об эльфах, то они горячи и мечтательны в спорах, а Чантрасе представляется им огромной копилкой, которая только и ждет тех, кто придет ее расколоть и получить бесценные сокровища. У ушастых много всяких диковинок, драгоценностей, поделок и игрушек, что достойны украсить и крепость Таама, и юрту степняка. А мастера эльфов – большие выдумщики и таамцы готовы даже украсть их, чтобы работали на крепость и во славу Дома  войны. И именно их земель эльфов везут порталами дорогие и редкие в степи лакомства  - клубнику, малину. Целебные травы и снадобья, книги – вот что покупает Таам у эльфов, рассматривая каждого торговца, как будущую добычу, которая еще только нагуливает мясо.
Про оборотней и ведьм в Тааме думают редко, интереса для войны с них никакого, а торговцы всегда сговорятся меж собой.

Родственными Дому Войны являются Дома Смерти и Времени, но с ними Таам особых дел не имеет, да и что жизнерадостным шустрым таамцам делать на зачарованных и мрачных землях  Моррона? А со временем у степняков странные отношения – считают по солнцу.

Сердцем же и гордостью Таама является его военная крепость, где размещен гарнизон, где учатся будущие воины личной армии Главы Дома и где живут сами правители. Огромная крепость, с множеством обзорных башен, стенами шириной в два тележных проезда, внутренними строениями и двором – безупречно работающий механизм, который создавался сотни лет. Она построена из каменных блоков , а балки переходов из дерева, что по прочности равно стали.  Здесь никогда не бывает бардака и суеты, все подчинено уставу и субординации, установленной самим Главой Дома. Любой мальчишка сызмальства мечтает попасть в Крепость, служить в гвардии и гарнизоне.  Хотя жизнь воина в ней нелегка – соблюдение правил и законов, постоянные тренировки, марши и работа в самой крепости. Но зато и награда велика  - встать в строю рядом с самими Финнгейр, в любом дальнем селе будут гордиться все родичи, а за выкупом жены дело и вовсе не встанет, сами отдадут любую красавицу. 
В Крепости множество помещений, часть из которых казармы, оружейные склады, мастерские, кухни, кузницы, шорные, прачечные и госпиталь. В башнях покои семьи Главы Дома, управляющих и командующих подразделениями крепости. Никто из правителей земель войны никогда не жил в городе – только в Крепости, таковы были традиции, и именно во двор крепости приезжают жители Таама на праздничные парады.
Сама крепость почти неприступна, и строилась для защиты от драконов, вряд ли ее будут штурмовать с внешних земель, это абсолютно бессмысленно, так как она может выдержать любую осаду, сколько угодно долгую. Внутренние скважины пробиты прямо к подземным родниками, а один из налогов велит два раза в год всем жителям привозить сушеное мясо и провизию для складов неприкосновенного запаса провианта.

Вот уже пятую тысячу лет Таамскими землями правит род демонов Финнгейр, один из самых старых и исконных на этой земле. Власть передается от отцу к сыну в порядке старшинства, за исключением особых случаем, если например старший сын недостоин принять венец, но такое случалось всего лишь один раз. В случае гибели рода власть передается другому, признанному старейшинами наиболее достойным.  Нынешний же правитель Эльдъярн Стейнар Финнгейр надел венец Главы, будучи еще совсем молодым, после гибели своего отца и старшего брата. Некоторые сомневались, стоит ли отдавать венец тому, кто побывал в плену у магов и еще совсем молод – но вся воинская элита встала стеной за доброе имя будущего правителя, которого в Тааме звали просто – Эльге. Отчаянный и бесстрашный воин, любимый в армии и народе,  самый видный жених в Тааме, непревзойденный мечник, кузнец, который говорит со сталью как никто другой, плоть от плоти Таама. Чистокровный демон, чья мать Хельга Вздорная дочь  старейшего рода Таама  - Торгильс. Все матроны, имеющие дочерей на выданье, мечтали поймать рыжеволосого Главу Дома в сети из кружев, шпилек, юбок и духов, но пока ему удавалось уворачиваться. Впрочем, в последние годы за сына взялась сама Хельга Вздорная, постоянно твердившая про скорую войну и некоего беспутного демона, которому пора жениться и порадовать мать  и народ внуками.

Полной властью над мирным населением и воинами обладает Глава Дома войны, который может советоваться с рядом старейшин, куда входят наиболее уважаемые воины и старшины земель, в городе Таам ответственен комендант города, а в деревнях – старосты. Воинская же иерархия сложна и является военной тайной.

В «культурной и просвещенной» столице Сайтэ таамцев считают  закоснелыми язычниками и едва ли не дикарями, но все законы и обычаи Таамских земель построены на здравом смысле и проверенных веками традициях, а не выдуманы хитроумными законниками, нюхавшими не жизнь, а архивную пыль. Самым главным законом в Тааме признано «Оружное уложение» где прописаны правила мирной и военной жизни, но все придерживаются военной части, ибо повелось так. Плата за преступления в Тааме очень высока и взимают ее не звонкими монетами, а кровью и жизнью, поэтому жители не запирают своих домов и не боятся ходить ночами по улицам. За украденный на рынке кошель с деньгами воришка может лишиться руки, а за лошадь – головы. Если кто-то убьет из мести – обязан до заката объявить об этом, чтобы понести наказание, а убийство ночью запрещено. Виновный оказывается вне закона и становится предметом общего преследования.
Так же в Тааме не запрещено многоженство, мужчина может взять в свой дом столько женщин, сколько сможет прокормить, а те с радостью рожают мужчинам детей. Никаких новомодных веяний про женское равенство, воительниц и прочих странностей таамцы и слышать не хотят, считая, что место женщины только за мужчиной. Родство всегда ведется по отцу, но матерей уважают, и приданое всегда остается в собственности жены, ей могут принадлежать лошади и жилище. Разводы редки, но случаются. Таамки горды нравом и красивы лицом и статью.  Девочек воспитывают матери, а сыновей отцы.

Главными праздниками в Тааме считаются четыре солнцестояния, которые означают смену времен года и знаменуют собой перемены. Гуляют же на широкую ногу, с непременным пивом, жареным мясом и плясками под волынку, флейту и барабаны. Так же большие праздники проводятся накануне войн, чтобы мужчины успели попрощаться с близкими и уйти с улыбкой, возможно навсегда.